Сиреневый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

7 первых русских фильмов

28 октября 1908 года вышел короткометражный фильм «Понизовая вольница».

Он считается первым короткометражным фильмом Российской Империи, но кроме него были и другие, претендующие на эту почетную роль.

7 первых русских короткометражных фильмов.

7 первых русских фильмов

Первый фильм, снятый в Российской империи – дело рук француза, оператора братьев Люмьер Камилля Серфа. Предварительно получив высочайшее соизволение, он снял первый в мире репортаж – о коронации Николая Второго. Правда, детище Серфа мало похоже и на репортаж в современном понимании этого слова, и тем более на фильм.

За сто секунд экранного времени друг друга сменяют шесть кадров.

На первых пяти запечатлено торжественное шествие императорского кортежа.

На последнем, видимо, впечатлившая француза экзотичностью, колонна представителей национальных меньшинств в национальных же одеждах.

Примечателен отзыв одной из московских газет на приезд оператора: «Он (Камилль Серф. – Ред.) будет снимать все торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет утилизировать».

7 первых русских фильмов

«Я изумлен, я ошарашен…
Какой нежданный инцидент.
Кто б думать мог, что комик Сашин
Люмьеру будет конкурент!»

К сожалению, ни одного фильма, снятого актером и фотолюбителем Владимиром Сашиным, до нас не дошло.

Однако сохранились отзывы – в том числе эпиграмматические – о его работах, уникальных в тогдашней России: не успел представитель братьев Люмьер поразить россиян чудом синематографа, как один из наших артистов уже снял и продемонстрировал «живые фотографии», как тогда называли фильмы.

И вправду, первые работы Сашина ближе к фотографии, чем к кино: он снимает повседневную жизнь Москвы и театрального закулисья. Постепенно Сашин становится избирательнее в сюжетах, изобретательнее.

Берется и за игровые этюды.

К примеру, делает ремейк «Политого поливальщика» Люмьеров.

7 первых русских фильмов

Альфреда Федецкого к моменту изобретения кинематографа знали как мастера фотографии не только в России, но и за рубежом.

Для Федецкого использование новой техники означало новые возможности, как творческие, так и коммерческие.

Перед первым публичным показом своих киноработ он устроил (может быть, первый в мире) пресс-показ: пригласил представителей харьковских газет в свое фотоателье и продемонстрировал им ленты, премьера которых была запланирована на следующий день.

Первым из снятых им фильмов было «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков».

Согласно сообщению местных журналистов, длительность фильма составляла полторы минуты, однако скорость, с которой снимал хронофотограф (камера Федецкого), была 120 кадров в минуту вместо привычных для нас 25.

Все фильмы Федецкого сгорели во время пожара, произошедшего в его кинотеатре.

После этого события он забросил занятия синематографом.

7 первых русских фильмов

«Донские казаки» – ничем не примечательный документальный фильм, изображающий сцены из повседневной жизни казаков и джигитовки.

Однако в начале XX века его появление на отечественных экранах стало сенсацией.

В то время когда обычный тираж фильмокопий варьировался в пределах двух десятков, «Казаки» были проданы 219 раз.

Причина невероятного коммерческого успеха проста. Диковинный во второй половине 1890-х, синематограф стал массовым развлечением менее чем за 10 лет. Но отечественный рынок захватили исключительно иностранные (в основном французские) компании: «Братья Пате», «Гомон» и другие.

И среди фильмов, демонстрировавшихся в театрах, не было ни одного на русскую тематику.

Потому фильм о казаках наделал столько шуму.

«Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре», – таков был слоган фильма «Понизовая вольница».

«Я» в слогане – это Абрам Дранков, считающийся первым российским кинематографистом.

Он же стал и оператором фильма о Стеньке Разине, срежиссировал который Владимир Ромашков, причем бездарно: то, что в «сценариусе» Василия Гончарова просто и логично, в фильме смято, нечетко, сбивчиво.

Фильм состоит из шести сцен: казаки «гуляют» на лодках, «гуляют» в лесу, замышляют заговор против персидской княжны, спаивают своего атамана, показывают ему поддельное письмо княжны к принцу Гассану, и разъяренный атаман бросает княжну, как бревно, в реку. При этом на титре: «Волга матушка!

Ты меня поила, кормила, на своих волнах укачивала – прими мой дорогой подарок» стоит подпись Дранкова – очевидно, как логотип его киноателье.

Что касается сценария, то с ним связан первый в российском кино спор об авторских правах.