Не пропусти
Старинная женская одежда и ее наименования Женская одежда во времена Московской Руси была преимущественно распашной. Особенно оригинальной была верхняя одежда, к которой относились летники, телогреи, холодники, роспашницы и др. Летник – верхняя холодная, то есть без подкладки, одежда, причем накладная, надеваемая через голову.

Старинная женская одежда и ее наименования

Старинная женская одежда и ее наименования

Женская одежда во времена Московской Руси была преимущественно распашной. Особенно оригинальной была верхняя одежда, к которой относились летники, телогреи, холодники, роспашницы и др.

Летник – верхняя холодная, то есть без подкладки, одежда, причем накладная, надеваемая через голову. От всех одежд летник отличался покроем рукава: в длину рукава были равны длине самого летника, в ширину – половине длины; от плеча до половины их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. Вот косвенная характеристика старорусского летника, данная стольником П. Толстым в 1697 году: Дворяне носят верхний одежды черныя ж, долгия, до самой земли и тирокия подобно тому, как преже сего на Москве нашивал женский пол летники&.

Название летник зафиксировано около 1486 года, оно имело общерусский характер, позднее летник как название общей для; мужчин и женщин одежды представлено в севернорусских и южнорусских диалектах.

Поскольку летники не имели подкладки, то есть были холодной одеждой, то их называли также холодниками. Женская ферязь, нарядная широкая одежда без воротника, предназначенная для дома, тоже относилась к холодникам. В шуйской челобитной 1621 г. читаем: Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие теплые киндяк лазорев&. Еще в XIX веке холодниками в ряде мест называли различные виды летней одежды из холста.

В описаниях быта царской семьи, относящихся ко второй четверти XVII века, несколько раз упомянута роспашница – женская верхняя распашная одежда с подкладкой и пуговицами. Наличием пуговиц она и отличалась от летника. Слово роспашница появилось в результате стремления иметь особое название для женской распашной одежды, поскольку мужскую распашную одежду называли опашень. В Москве появился и соответствующий вариант для именования женской одежды – опашница. Во второй половине XVII столетия распашная одежда свободного покроя теряет свою привлекательность в глазах представительниц высшего сословия, сказывается начавшаяся ориентация на западноевропейские формы одежды, и рассмотренные названия перешли в разряд историзмов.



Основное название теплой верхней одежды – телогрея. Телогреи мало отличались от роспашниц, иногда их носили и мужчины. Это была преимущественно комнатная одежда, но теплая, поскольку она подбивалась сукном или мехом. Меховые телогреи, мало отличались от шуб, о чем свидетельствует такая запись в описи царского платья 1636 г.: Скроена государыне царице телогрея отлас цветной шолк червчат (багровый, ярко-малиновый – Г. С.) да светлозелен, длина шубе по передом 2 аршина&. Но телогреи были короче шуб. В быт русского народа телогреи вошли очень широко. Вплоть до настоящего времени женщины носят теплые кофты, душегрейки.

Женские легкие шубы иногда называли торлопами, но уже с начала XVII века слово торлоп заменяется более универсальным названием шубка. Богатые меховые короткие шубки, мода на которые пришла из-за рубежа, именовались кортелями. Кортели часто давали в приданое; вот пример из рядной грамоты (договора о приданом) 1514 года: На девке платья: кортел куней с вошвою семь рублев, кортел белей хребтов полтретя рубли вошва готова шита полосата да кортел черева бельи с тафтою и с вошвою&. К середине XVII века кортели тоже выходят из моды, а название становится архаизмом.

Зато с XVII века начинается история слова кодман. Эта одежда была особенно распространена на юге. В документах Воронежской приказной избы 1695 года описывается юмористическая ситуация, когда в кодман нарядился мужчина: Въ каторой де дни приходил нарядяс в женской в кодман и он пра то силен не упомнитъ а котмон де надевал для шутки&. Кодман был похож на накидку, кодманы носили в рязанских и тульских селах до революции.



А когда появились старомодные шушуны&, о которых упоминает в своих стихах Сергей Есенин? В письменности слово шушун отмечается с 1585 года, ученые предполагают его финское происхождение, первоначально оно и употреблялось только востоке севернорусской территории: в Подвинье, по р. Ваге в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, затем стало известно в Зауралье и Сибири. Шушун – женская одежда из ткани, иногда подбитая мехом: шушун лазорев да шушун кошечей женской& (из приходо-расходной книги Антониево-Сийского монастыря 1585 г.); заечинной шушун под ветошкою и тот шушун сестре моей& (духовная грамота – завещание 1608 г. из Холмогор); шушуненко теплое заечшшое& (роспись одежды 1661 г. из Важского у.). Таким образом, шушун – это севернорусская телогрея. После XVII века слово распространяется к югу до Рязани, к западу до Новгорода и проникает даже в белорусский язык.

У поляков были заимствованы катанки – тип верхней одежды из шерстяной ткани; это короткие телогреи. Некоторое время их носили в Москве. Здесь их шили из овчины, покрытой сверху сукном. Сохранилась эта одежда только в тульских и смоленских местах.

Рано вышли из употребления такие одежды, как китлик (верхняя женская куртка – влияние польской моды), белик (одежда крестьянок из белого сукна). Почти не носят сейчас и насовы – род накладной одежды, надеваемой для тепла или для работы.

Перейдем к головным уборам. Здесь надо различать четыре группы вещей в зависимости от семейного и социального положения женщины, от функционального предназначения самого головного убора: женские платки, головные уборы, развившиеся из платков, чепцы и шапочки, девичьи повязки и венцы.



Основное название женского убора в старое время – плат. В некоторых говорах слово сохраняется до наших дней. Название платок появляется в XVII веке. Вот как выглядел весь комплекс головных уборов женщины: А грабежей с нее сорвала треух низаной с соболями, цена пятнадцать рублев, кокошник лудановой осиновой золотной с зернами жемчужными, цена семь рублев, да платок рубковой шит золотом, цена рубль& (из московского судного дела 1676 г.). Платки, входившие в комнатный или летний наряд ясенщины, называли убрусами (от бруснутъ, брысать, то есть тереть). Одежда модниц в Московской Руси выглядела очень красочно: На всех летники желтые и шубки червчаты, в убрусе, с ожерели бобровыми& (Домострой& но списку XVII в.).

Ширинка – другое название головного платка, кстати, весьма распространенное. А вот повой до XVIII века был известен очень мало, хотя позднее от этого слова развивается общеупотребительное повойник – головной убор замужней женщины, наглухо закрывающий волосы&.

В старой книжной письменности головные платки и накидки носили и другие названия: увясло, ушев, главотяг, намётка, накидка, хустка. В наши дни, кроме литературного накидка, используется в южнорусских областях слово наметка женский и девичий головной убор&, а на юго-западе – хустка платок, ширинка&. С XV века русские знакомы со словом фата. Арабское слово фата первоначально обозначало любое покрывало на голову, затем у него закрепляется специализированное значение накидка невесты&, вот одно из первых употреблений слова в этом значении: А как великой княжне голову почешут и на княжну кику положат, и фату навесят& (описание свадьбы князя Василия Ивановича 1526 г.).



Особенность девичьего наряда составляли повязки. Вообще характерная черта девичьего убора – открытая макушка, а основной признак уборов замужних женщин – полное прикрытие волос. Девичьи уборы делали в виде перевязки или обруча, отсюда и название – перевязка (в письменности – с 1637 г.). Носили перевязки повсеместно: от крестьянской избы до царского дворца. Наряд крестьянской девушки в XVII веке выглядел так: На девке Анютке платья: кафтанишко зеленой суконной, телогрея крашенинная лазорева, первязка шита золотом& (из московской допросной записи 1649 г.). Постепенно перевязки выходят из употребления, дольше они сохранялись в северных краях.

Девичьи головные ленты называли повязками, это название, наряду с основным перевязка, отмечалось лишь на территории от Тихвина до Москвы. В конце XVIII века повязкой называли ленты, какие на голове носили сельские девушки. На юге чаще употреблялось название связки.

По внешнему виду приближается к повязке и венец. Это нарядный девичий головной убор в виде широкого обруча, расшитого и украшенного. Украшали венцы жемчугом, бисером, мишурой, золотой нитью. Нарядная передняя часть венца носила название переденка, иногда так именовали и весь венец.

У замужних женщин были закрытые головные уборы. Головное покрывало в сочетании с древними славянскими оберегами& в виде рогов или гребней – это кика, кичка. Кика – славянское слово с первоначальным значением волосы, коса, вихор&. Кикой называли только венчальный головной убор: Великому князю а княжне голову почешут, а на княжну кику положат и покров навесят& (описание свадьбы князя Василия Ивановича 1526 г.). Кичка – женский повседневный головной убор, распространенный главным образом на юге России. Разновидность кики с лентами называлась снур – в Воронеже, Рязани и Москве.



История слова кокошник, (от кокошь петух& по сходству с петушиным гребнем), судя по письменным источникам, начинается поздно, во второй половине XVII века. Кокошник был общесословным убором, носили его в городах и деревнях, особенно на севере.

Кики и кокошники снабжались подзатыльником – задком в виде широкой сборки, закрывающей затылок. На севере подзатыльники были обязательны, на юге они могли отсутствовать.

Вместе с кичкой носили сороку – шапочку с узлом назади. На Севере сорока была распространена меньше, здесь ее мог заменять кокошник.

В северо-восточных областях кокошники имели своеобразный вид и особое название – шамшура, см. составленную в 1620 г. в Сольвычегодске опись имущества Строгановых: Шамшура шита золотом по белой земле, очелье шито золотом и серебром; шамшура плетеная с метлеками, очелье шито золотом&. Нарядный девичий убор головодец представлял собою высокий овальной формы круг с открытым верхом, он делался из нескольких слоев бересты и обтягивался вышитой тканью. В вологодских деревнях головодцы могли быть свадебными уборами невест.

Различные шапочки, надеваемые на волосы под платки, под кички, носили только замужние. Такие уборы особенно были распространены на севере и в средней России, где климатические условия требовали одновременного ношения двух или трех головных уборов, да и семейно-общинные требования в отношении обязательного покрытия волос замужней женщиной были строже, чем на юге. После венчания на молодую жену надевали подубрусник: Да на четвертом блюде положити кика, да под кикою положити подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало& (Домострой& по списку XVI в., свадебный чин). Оцените описываемую в тексте 1666 г. ситуацию: Он же, Симеон, велел со всех жон с роботниц подубрусники сняти и простоволосыми ходить, девками, потому что де у них законных мужей не бывало&. Подубрусники часто упоминались в описях имущества горожан и богатых жителей села, но в XVIII веке квалифицируются Словарем Академии Российской& как тип простонародного женского головного убора.



На севере чаще, чем на юге, встречался волосник – шапочка, сшитая из ткани или вязаная, надеваемая под платок или шапку. Название встречается с последней четверти XVI века. Вот характерный пример: Меня Марьицу во дворе у себя бил по ушам и окосматил, и ограбил, и грабежем у меня з головы схватил шапку да волосник золотой да шелком вязан обшивка жемчюжная& (челобитная 1631 г. из Великого Устюга). От кокошника волосник отличался меньшей высотой, он плотно облегал голову, был проще оформлен. Уже в XVII веке волосники носили лишь сельские жительницы. Снизу к волоснику пришивали ошивку – расшитый круг из плотной ткани. Поскольку ошивка была самой видной частью убора, то иногда и весь волосник называли ошивкой. Приведем два описания волосников: Да жены моей два волосника золотных: у одного ошивка жемчужная, у другова ошивка шита золотом& (челобитная 1621 г. из Шуйского у.); Ошивка с волосником жемчюжная с канителью& (вологодская роспись приданого 1641 г.).

Во второй половине XVII века в среднерусских источниках вместо слова волосник начинает употребляться слово сетка, что отражает изменение самого вида предмета. Теперь шапочка стала употребляться как единое целое, с пришиваемым снизу плотным кругом, сама же она имела редкие отверстия и стала легче. На севернорусской территории по-прежнему сохранялись волосники.

Подубрусники чаще носили в городе, а волосники – на селе, особенно на севере. У знатных женщин шитая комнатная шапочка с XV в. именовалась чепцом.



Из татарского языка было заимствовано название тафъя. Тафья – шапочка, надеваемая под шапку. Впервые упоминание о ней находим в тексте 1543 г. Первоначально ношение этих уборов осуждалось церковью, поскольку тафъи не снимали в церкви, однако они вошли в домашний обычай царского двора, крупных феодалов) а со второй половины XVII в. их стали носить и женщины. Ср. замечание иностранца Флетчера о русских головных уборах в 1591 году: Во-первых, на голову надевают тафью или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки, сверх тафьи носят большую шапку&. Тафьей называли восточные шапочки разных типов, поэтому тюркское аракчин, известное русским, не получило распространения, оно осталось лишь в некоторых народных говорах.

Все упомянутые здесь головные уборы женщины носили преимущественно дома, а также при выходе на улицу – летом. В зимнее время они наряжались в меховые шапки самого различного вида, из разнообразных мехов, с ярким цветным верхом. Количество головных уборов, носимых одновременно, в зимнее время увеличивалось, но зимние головные уборы, как правило, были общими для мужчин и женщин. <. >

Не будем больше подглядывать за нашими модницами и закончим на этом свой рассказ.

Г. В. Судаков "Старинная женская одежда и ее наименования" Русская речь, № 4, 1991. С. 109-115.

О admin

x

Check Also

Что такое вансы: история бренда, современность и угроза подделок

Что такое вансы&: история бренда, современность и угроза подделок Vans – это имя, которое в среде молодежных брендов стало нарицательным. Знаком высокого качества, простой и многофункциональной конструкции, сопряженной с низкой стоимостью и доверенным сервисом.

Что делать, если шелушатся и трескаются губы, причины, симптомы и способы лечения

Кожа на губах не имеет сальных желез, по сравнению с телом она более чувствительная, беззащитная и уязвимая. Основную силу удара от воздействия солнечных лучей, сильного ветра, мороза, сухого воздуха берут на себя именно наши нежные губки.

Что делать если голос охрип? Причины, признаки и лучшие методы лечения

Охрип голос — что делать: традиционные и нетрадиционные методы лечения Голос может охрипнуть по разным причинам. Это серьезный недуг, который может наблюдаться как у взрослого, так и у ребенка.

Чешется горло изнутри: причины и способы лечения

Каждый из нас хоть раз в своей жизни сталкивался с таким явлением как зуд в горле. Неприятное ощущение доставляет сильный дискомфорт, вызывая першение и кашель.

Черное пальто — обзор актуальных женских моделей, с чем носить и стильные образы с фото

Черное пальто - как выбрать зимнее или демисезонное по фасону, материалу изготовления, бренду и цене Каждая женщина, которая следит за своим стилем, очень ответственно относится к подбору верхней одежды.

Чабер: описание, применение, свойства, фото, польза и вред

Чабер: описание, применение, свойства, фото Чабер был известен людям с древнейших времен. Сегодня его активно используют по всему миру. Чабер — однолетний кустарник или полукустарник из семейства Яснотковые.

Чабер: лечебные свойства, противопоказания, Food and Health

Чабер Сегодня наш рассказ о растении, имеющее полезные свойства, родом из Средиземноморья, растущего на склонах каменистых скал. Это чабер. Имеет это растение множество других названий, его называют еще чубрица, кондари, цитрон.

Чабер: лечебные свойства и противопоказания

Чабер: лечебные свойства и противопоказания. Многим из нас и невдомек, что чабрец и чабер — это совершенно разные растения, хотя и принадлежащие к одному семейству яснотковых (губоцветных) — Lamiaceae (Labiatae). Латинское название чабера — Satureja hortensis, где определение hortensis (садовый) явно указывает на культурное происхождение, а собственно имя (satureja) происходит от "сатир" — это такие лесные или полевые божества.

Ципралекс (Эсциталопрам): инструкция по применению, отзывы пациентов и врачей, аналоги, цена

Антидепрессант Ципралекс: инструкция по применению, отзывы, аналоги Ципралекс – это лекарственный препарат, содержащий в своем составе эсциталопрам. Его часто назначают при таких заболеваниях, как тревожные расстройства, депрессии и неврозы.

Ципралекс — инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 5 мг, 10 мг и 20 мг) препарата антидепрессанта для лечения депрессии, панических расстройств у взрослых, детей и при беременности

Ципралекс - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 5 мг, 10 мг и 20 мг) препарата антидепрессанта для лечения депрессии, панических расстройств у взрослых, детей и при беременности.

Ципралекс – инструкция по применению таблеток, аналоги, отзывы, цена

Ципралекс Ципралекс: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Cipralex Код ATX: N06AB10 Действующее вещество: эсциталопрам (escitalopram) Производитель: H. Lundbeck A/S, Дания Актуализация описания и фото: 31.07.2017 Цены в аптеках: от 979 руб.

Циклодол: инструкция по применению, показания, цена, отзывы, и побочные действия на

Циклодол Описание актуально на 26.08.2016 Латинское название: Cyclodol Код АТХ: N04AA01 Действующее вещество: Тригексифенидил (Trihexyphenidyl) Производитель: Фармстандарт-Лексредства (Россия), Борщаговский ХФЗ (Украина) В одной таблетке обычно содержится 2 мг тригексифенидила гидрохлорида.

Рейтинг@Mail.ru