Всегда радуйтесь — (1Фес

Всегда радуйтесь (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости

Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: Всегда радуйтесь ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время ( Притч. 8:30 ).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис. 35:10 ).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям ( Лк. 2:10 ).

Как пишет святитель Андрей Критский, является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: Радуйся! ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?[1]

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: Радуюсь за вас ( Ин. 11:15 ). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах ( Лк. 10:20 ).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Ин. 16:20 ).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна[2].

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего ( Мф. 25:21 ). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). В другом месте он указывает радость как плод духа ( Гал. 5:22 ).

Апостол Павел дает и заповедь: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими ( Рим. 12:15 ). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше.

Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль[3].

Наконец, апостол Павел записал известные слова: Всегда радуйтесь ( 1Фес. 5:16 ).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его.

Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей.

Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств[4].

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12: 10 )…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби[5].

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова всегда радуйтесь ( 1Фес. 5:16 ) со словами блаженны плачущие ( Мф. 5:4 )? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием.

Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость[6].

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15:10 ). О втором – преподобный Антоний Великий: Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем[7].

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего[8].

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими ( Рим. 12:15 ), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна ( Иов. 20:5 )

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые[9].

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное[10].

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей Исповеди блаженный Августин: Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее[11].

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он[12].

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу[13].

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие[14].

О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости.

Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу[15].

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет ( Пс.

95: 11–13 )… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:22 )[16].

[1] Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
[2] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 79: 1 .
[3] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к римлянам. 22: 1.
[4] Иустин (Попович), преподобный. Толкование на 1-е Послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. 5.
[5] Василий Великий, святитель. Беседа 4.
[6] Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 737.
[7] Антоний Великий, преподобный. Послание братиям, обитающим повсюду. 5.
[8] Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 550.
[9] Августин Иппонийский, блаженный. О том, как оглашать людей необразованных. 8.
[10] Василий Великий, святитель. Беседа 4.
[11] Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. 2: 4.
[12] Повествование о действиях сердечной молитвы старца Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским. 1: 10.
[13] Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и молитве. 5.
[14] Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и двух образах молитвы. 10.
[15] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 33.
[16] Григорий Неокесарийский, святитель. Беседа 1 на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Грех – болезнь или преступление?

Грех – болезнь или преступление? Что такое грех Сегодня человек очень много слышит о грехе, ...

Гражданский брак или блудное сожительство?

Гражданский брак или блудное сожительство? cвященник Александр Ильяшенко Содержание Не прелюбодействуй ( Исх. 20:14 ) ...

Господь Иисус Христос — Спаситель Мира — читать, скачать — епископ Александр (Милеант)

Господь Иисус Христос – Спаситель Мира Содержание Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего ...

Гомосексуалы-христиане — читать, скачать — протопресвитер Фома Хопко

Гомосексуалы-христиане Содержание Многие гомосексуалисты и лесбиянки утверждают, что христианская вера является путеводным правилом их жизни. ...

Говорение языками

Говорение языками На адрес нашего сайта поступил вопрос: Можно ли слова ап. Павла Благодарю Бога ...

Глухая исповедь

Глухая исповедь иерей Иоанн Палисадов Во обличение тех, кто откладывает Причащение до последних минут жизни ...

Глобализация и глобализм: новые возможности, новые угрозы

Глобализация и глобализм: новые возможности, новые угрозы Слово глобализация стремительно ворвалось в лексикон православных христиан ...

Гладков Б

Гладков Б.И. (автор Толкования Евангелия) Из предисловия к первому изданию толкования Евангелия Кто перестал верить ...

Главные различия светских и Церковных праздников

Главные различия светских и Церковных праздников Любой светский праздник – это подспудное стремление к чему-то ...

Герои нашего времени и бог безбожной благотворительности

Герои нашего времени и бог безбожной благотворительности По словам митрополита Антония Сурожского, настоящая благотворительность возможна ...

Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев) — читать, скачать

Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев) Содержание . В сентябре 1941 года гитлеровские части, наступавшие на ...

Вы – свет мира, БЕСЕДЫ — читать, скачать — митрополит Иларион (Алфеев)

Вы – свет мира Об исповеди и покаянии Великий пост – время, когда мы задумываемся ...

Рейтинг@Mail.ru