Все ли богатые погибнут, все ли бедные спасутся?

Все ли богатые погибнут, все ли бедные спасутся?

протоиерей Димитрий Моисеев,
настоятель храма святых равноапостольных
Великих князей Владимира и Ольги,
Обнинск.

Слова Иисуса Христа о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие, звучат как приговор, который вынесен и обжалованию не подлежит. Казалось бы, о чём тут ещё говорить? И, тем не менее, не всё так просто.

В житиях многих святых мы читаем о том, что они родились знатными и богатыми. Да и в популярной церковной книжечке о подготовке к исповеди ничего не говорится о таком смертном (или не смертном?) грехе как богатство. А в Евангелии, когда Христос берёт для Своих притч примеры из жизни торгующих, Он не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Так, в притче о талантах господин говорит рабу, зарывшему свой талант в землю: Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я пришед получил бы моё с прибылью.

Как же всё это понимать?

До пришествия Иисуса Христа на землю у иудейского народа богатство не только не считалось пороком, но, наоборот, было как бы прямым свидетельством Божьего благословения человеку. Если можно так выразиться, достаток воспринимался как справка с гербовой печатью – У Бога в милости! Точно так же как многочадие. Люди состоятельные и многодетные считались праведниками. Те же, кому Господь не дал ни обильного потомства, ни достатка, сразу вызывали подозрение, что они – грешники, наказанные за свои грехи.

Почему? Да потому, что, заключая Ветхий Завет с израильским народом, Господь обещал ему за соблюдение заповедей изобилие и процветание.

Кстати, у современных протестантов такое же ветхозаветное отношение к богатству. Они тоже считают видимое материальное благополучие свидетельством Божьей любви к человеку. И зачастую их проповедь строится по принципу: я был бедным, больным и несчастным, затем уверовал, и Иисус дал мне деньги, здоровье и счастье!

Именно поэтому воспитанные в таких представлениях о богатстве ученики Христовы, как повествует Новый Завет, весьма изумились, услышав о том, что богатому трудно войти в Царство Небесное. Их замешательство понятно: кто же тогда вообще может спастись, если даже богатым это так трудно?! Иисус же ответил: Человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Но это уже переход в совсем иную плоскость. А как же всё-таки быть с богатством? Погибель оно для человека или Божье благословение?

Разумеется, спасение человека зависит не от богатства. А от пристрастия к нему. От неутолимой жажды иметь как можно больше денег, вещей, домов, автомобилей, драгоценностей.

От той жажды, которая постепенно начинает главенствовать в человеке, заслоняя ему всё в этой жизни – вплоть до родных и близких. Один успешный предприниматель рассказывал очень поучительную историю о том, как он строил свой дом. Он задумал в нём подземный гараж, русскую и финскую бани, бассейн, спортзал, три жилых этажа… Он старался продумать всё до мельчайших подробностей для максимального удобства своей семьи.

Но, пока возводились стены, семья распалась. Жена ушла, дети стали чужими. И дом оказался никому не нужен. Теперь он его продаёт.

О чём это говорит? О том, что сначала надо выстроить что-то в своей душе и в душах своих близких, а стены и всё остальное приложится. А неправильная иерархия ценностей всегда разрушительна. Без Меня не можете творить ничего, – сказал Господь. Без Бога от любого человеческого предприятия рано или поздно не останется камня на камне.

Разрушение неизбежно произойдёт – либо видимо, материально, либо в душе человеческой, что не менее, а даже более страшно. Не случайно часто успеху в бизнесе сопутствует опустошение души, утрата смысла жизни, отчаяние.

Но неумеренным пристрастием к имуществу может страдать и бедняк, и даже нищий. Страсти, как писал Авва Дорофей, живут в человеке независимо от внешних обстоятельств. Всё дело во внутреннем духовном мире.

Можно раздать имение, поступить в монастырь и иметь такое пристрастие к своей единственной последней рубахе или какой-нибудь незначительной вещице, так привязаться к ней сердцем, как и богатый не привяжется к своему богатству.

Бедность сама по себе вовсе не является пропуском в Царство Небесное. Свою бедность можно воспринимать со смирением, а можно озлобиться на весь мир и радоваться, когда у соседа корова сдохнет. Такая бедность не имеет ничего общего с христианством.

Бывает, что бедные сами виноваты в своей бедности: слишком они расслабленные, слишком безответственные, слишком ленивые. Они не используют всех возможностей для изменения своего состояния. И это тоже грех.

Апостол Павел говорит: кто не работает, тот да не ест. Дореволюционный опыт России показывает, кто по-настоящему всегда нуждался в помощи – чаще всего, это были вдовы, оставшиеся без кормильцев с большим количеством детей. Вот они, действительно, не могли сами заработать. А не здоровый мужик, который лежит на диване и не хочет пальцем пошевелить – одна работа для него слишком грязная, за другую мало платят…

Всё дело во внутреннем состоянии человека. Новый Завет выводит отношения человека и Бога на совершенно иной уровень. Он даёт человеку небывалую свободу, призывая взамен к совершенству. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный! Но почему именно богатых, а не бедных, предупреждает Сын Человеческий о трудностях? Дело в том, что богатство является для повреждённой грехопадением человеческой природы огромным соблазном, против которого редко кто может устоять.

Ведь деньги кроме удобства и комфорта дают человеку уважение, знатность, славу, власть над другими людьми и многое другое, – всё, что тешит гордыню. А гордыня, из-за которой светлый Ангел Денница отпал от Бога и стал диаволом, это тонкий яд, проникающий в душу и отравляющий её.

Так что, всё дело не в богатстве и бедности, а в нас самих. Каковы наши ценности в жизни? Боремся ли мы со своими страстями, выдёргиваем ли эти сорняки, или наоборот поливаем и удобряем их так, что они расцветают пышным цветом, и за ними мы уже не видим солнца.

Христос сказал: ищите прежде Царствия Божьего, а остальное всё приложится вам. Важно только понять, что слова Господа не аллегория, и исполняются буквально.

Статья опубликована в 3 (35)-м номере Фомы 2006 г.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Грех – болезнь или преступление?

Грех – болезнь или преступление? Что такое грех Сегодня человек очень много слышит о грехе, ...

Гражданский брак или блудное сожительство?

Гражданский брак или блудное сожительство? cвященник Александр Ильяшенко Содержание Не прелюбодействуй ( Исх. 20:14 ) ...

Господь Иисус Христос — Спаситель Мира — читать, скачать — епископ Александр (Милеант)

Господь Иисус Христос – Спаситель Мира Содержание Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего ...

Гомосексуалы-христиане — читать, скачать — протопресвитер Фома Хопко

Гомосексуалы-христиане Содержание Многие гомосексуалисты и лесбиянки утверждают, что христианская вера является путеводным правилом их жизни. ...

Говорение языками

Говорение языками На адрес нашего сайта поступил вопрос: Можно ли слова ап. Павла Благодарю Бога ...

Глухая исповедь

Глухая исповедь иерей Иоанн Палисадов Во обличение тех, кто откладывает Причащение до последних минут жизни ...

Глобализация и глобализм: новые возможности, новые угрозы

Глобализация и глобализм: новые возможности, новые угрозы Слово глобализация стремительно ворвалось в лексикон православных христиан ...

Гладков Б

Гладков Б.И. (автор Толкования Евангелия) Из предисловия к первому изданию толкования Евангелия Кто перестал верить ...

Главные различия светских и Церковных праздников

Главные различия светских и Церковных праздников Любой светский праздник – это подспудное стремление к чему-то ...

Герои нашего времени и бог безбожной благотворительности

Герои нашего времени и бог безбожной благотворительности По словам митрополита Антония Сурожского, настоящая благотворительность возможна ...

Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев) — читать, скачать

Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев) Содержание . В сентябре 1941 года гитлеровские части, наступавшие на ...

Вы – свет мира, БЕСЕДЫ — читать, скачать — митрополит Иларион (Алфеев)

Вы – свет мира Об исповеди и покаянии Великий пост – время, когда мы задумываемся ...

Рейтинг@Mail.ru