Страстные дни

Страстные дни

Священник Димитрий Арзуманов

Наступила Страстная седмица. Особенное, насыщенное, стремительное время, течение которого ощутимо буквально физически. Человеку хотя бы раз, более или менее внимательно отнесшемуся к Великому посту, знакомо это неповторимое ощущение накатывания чего-то большого и неизбежного, покрывающего с головой и увлекающего в единое, мощное постовое течение, в нужный и определенный момент поднимающего на гребне и несущего на уже видимый, обетованный берег, берег Пасхи Христовой.

Момент же поднятия на гребне и есть Страстная седмица, т.е. семь дней, о которых поговорим подробнее.

Итак, время это и скорбное, и радостное. Скорбное как принадлежность к посту, радостное как ожидание близкой Пасхи. Четыредесятница как таковая уже завершена, Лазарь воскрешен, Господь со славою вошел в Иерусалим, однако главные евангельские события – крестные страдания, смерть и воскресение Спасителя – еще впереди.

Поэтому, фактически окончив сорокадневный пост, Церковь Христова особенно выделяет оставшиеся до Пасхи семь дней в особенную, Страстную седмицу, чтобы мы, не разрешаясь от поста, вместе сопережили все то, что произойдет в ближайшие дни со Иисусом и Его святыми учениками и ученицами.

Сама насыщенность времени столь важными, даже, можно сказать, краеугольными событиями, заставляют и нас с особенным внутренним вниманием отнестись к этим святым дням. Людям постящимся следует подумать о проведенном посте. Конечно же мы обнаружим множество своих несовершенств, поймем, что многое в посту не совершили, не примирились с близкими нам людьми, не посетили и не утешили больных, а ведь у каждого из нас кто-то болен, кто-то в больнице, а у кого-то просто горе и скорбь, мы же не удосужились найти для них даже доброго и теплого слова, не говоря уже о большем участии. Выйдя, по сути, на борьбу с грехом, не сумели преодолеть своих страстей и вредных привычек, вновь и вновь повторяя все то, что и до поста мучило и неотвязно доставало нас.

Желая хотя бы на посту жить по Евангелию, внимать бессмертному Учителю, дышать воздухом Небесного Иерусалима рассеиваемся мелкими никчемными мыслями и заботами. Поэтому так радостно сознавать, что осталась еще неделя для нашего подвига, подвига, который доступен всякому, подвига преодоления греховного навыка, сердечной косности и любовного обнищания.

Людям же, проводившим пост из рук вон плохо или не постящимся совсем, не следует отчаиваться, потому как, адаптируя слова Иоанна Златоустого, Господь с одинаковой радостью ожидает и принимает всех, проведших со вниманием и весь пост, и половину и даже одну неделю поста, и, более того вовсе не постящихся. Принимая последнее как своеобразную Божественную амнистию, попоститься все же стоит.

Говоря о богослужении, стоит особенно выделить дни с понедельника по среду. В эти дни по уставу должны быть прочитаны все четыре Евангелия. В приходской практике эти чтения растягивают на весь пост и читают понемногу, однако наверняка в некоторых московских монастырях и храмах этот устав сохраняется.

Не каждый из нас не только ежедневно, но даже один раз за год прочитывает эту, по сути, настольную книгу христианина, так что, посетив в эти дни утренние богослужения, скажем, Николо-Перервинского монастыря, мы услышим Евангелие во всей полноте.

Богослужение Великого Четверга – стоит сказать, что все дни Страстной седмицы называются великими, собственно, по величию своего содержания по древнему обычаю, день исповеди и причастия, хотя, конечно же, можно и должно причащаться в посту, по возможности, чаще, но причащаясь и исповедуясь именно в Великий Четверг, мы, возможно, мысленно дистанцируемся от событий в этот день вспоминаемых и предательства Иуды, и бегства маловерных учеников, и коварства архиереев и старцев, и, напротив, становимся непосредственными участниками первой Литургии, которую в этот день совершил сам Христос.

Великий Пяток пятница посвящен страданиям Спасителя. Литургия в этот день не служится. На утреннем богослужении, которое на практике служится в четверг вечером, читаются Страстные Евангелия, т.е. выбранные из четырех Евангелий места, где описываются страдания Христа, издевательства и надругательства над Ним и, наконец, сама смерть на Кресте.

Служба, которую без оглядки можно отнести к высочайшему памятнику словесности, особенно красива и величественна, даже без должного мастерства певчих и дьяконов. Пропустить утреню Великого Пятка значит лишить себя высокого духовного и нравственного переживания. В пятницу днем на середину храма выносится плащаница с изображением лежащего во гробе Христа, и мы вместе с Иосифом Аримафейским, тайным, но не испугавшимся учеником, погребаем и оплакиваем Спасителя.

В Великую Субботу совершается Литургия, на которой уже чувствуется внутренние умиротворение, как бы совершилось все, что должно было совершиться, а там, в глубинах преисподней уже разрушена смерть, уже положено начало Воскресения, а в душе все отчетливей и громче звучит неописуемое и несравненное Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Фантазии и правда — Кода Да Винчи

Фантазии и правда Кода Да Винчи Анти-брауновский аргумент очень прост. Главный тезис Брауна: треугольник вершиной ...

Фанатизм (религиозный)

Фанатизм (религиозный) Фанати́зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле ...

Учитесь молиться — читать, скачать — Антоний, митрополит Су́рожский

Учитесь молиться Содержание Когда Бога нет Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу ...

Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах

Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах протоиерей Владимир Башкиров На первый взгляд ...

Учебник жизни

Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе — свящ. Артемий Владимиров Перед вами ...

Успех там, где человек предал себя Богу

Успех там, где человек предал себя Богу Слово успех известно давно, но в настоящее время ...

Умное делание

Умное делание Под у́мным де́ланием (греч. πρᾶξις νοερά) в православной аскетической литературе принято понимать внутренний ...

Узкий путь

Узкий путь От издателей Автор печатаемого нами очерка – православный финский писатель Тит Коллиандер, издавший ...

У стен Церкви — читать, скачать — Сергей Иосифович Фудель

У стен Церкви Предисловие В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, ...

Ты и я

Ты и я. Любовь и влюбленность. Христианский взгляд протоиерей Максим Первозванский Я всем сердцем люблю ...

Туринская плащаница

Туринская плащаница См. также в разделе Азбука паломника: Туринская Плащаница. Постановка вопроса Туринская плащаница представляет ...

Трудные места Всенощного бдения

Трудные места Всенощного бдения Диакон Михаил Асмус, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из ...

Рейтинг@Mail.ru