Спасение от нелюбви

Спасение от нелюбви

игумен Петр (Мещеринов)

Оглавление

^ Прививка от смерти

В советские годы полагалось считать, что никакой души у человека не существует – есть только тело и какие-то психологические процессы в нём, и если их основательно изучить, то научный материализм окончательно восторжествует. Но подавляющее большинство населения планеты всё-таки далеки от подобных теорий и прекрасно знают, что человек состоит не только из тела, но и из духа, души. Вот и христиане верят, что мы существуем только в совокупности этих составляющих – ведь невозможно назвать живым человеком ни холодный труп, ни лишившуюся тела душу умершего. Смерть, как всем очевидно, убивает нас, лишает целостности, и трагедия смертности тем более страшит людей, что в глубине души у каждого есть живое чувство – мы были созданы, чтобы никогда не умирать

Христиане верят, что после смерти состояние человека будет определяться тем, как он прожил земную жизнь, – и размышляя о возможном блаженстве после смерти, кто-то из мудрых сказал, что в рай нельзя войти поодиночке. Иными словами, если человек живёт эгоистично и при этом надеется узнать, что такое любовь к Богу и к людям, – то у него, скорее всего, ничего не получится.

Спасением христиане называют преодоление пропасти между человеком и Богом, возвращение человека к тому состоянию, для которого он был задуман – к вечному счастью, которое даёт только любовь, или, как ещё говорят – к вечной жизни. А поскольку Источник всякой жизни в мире – это наш Творец и больше никто, то спастись человек может, только приобщившись этому Источнику, соединившись с Ним. Вот что означает причащение – в этом Таинстве человек соединяется с Богом.

Без такой прививки жизнью шансов на выздоровление от смерти у человечества не было бы. Но как это возможно?

^ Memento mori

Смерть и ненависть разделяют людей, грех и время убивают нас поодиночке. Христос делает обратное: Он как раз соединяет людей, причём не механическим образом, как в какой-то казарме, а соединяет их в Своём Теле, где каждый на своем месте и каждый орган нужен. Церковь как собрание христиан и есть это Тело Христово.

Но что именно делает тело телом? Ведь тело – это не случайный набор разрозненных членов, а органичное их единство. Христиане получают это единство друг с другом и с Богом именно в причащении Христу. Как это происходит – тайна; человеческий разум не в силах понять её, поэтому причащение логично называется Таинством…

Как и во время Тайной Вечери, когда Спаситель установил Таинство причащения, так и в наши дни во всех православных храмах специальным образом подготовленные и освящённые Хлеб и Вино благословляются и предлагаются Богу с просьбой, чтобы Дух Святой, как и прежде, сошёл на эти святые Дары и соделал Хлеб – Телом Христа, а Вино – Его Кровью. Именно под видом Хлеба и Вина христиане причащаются Телу и Крови Христа, и это не термины и не какие-то высокопарные слова; это то же самое Тело, которое распяли на Кресте, и та же самая Кровь, которую пролил за нас Господь на Голгофе. Другого пути полностью, реально соединиться с Богом для нас, состоящих из плоти и крови, не существует и не может существовать.

Молитва, добрые дела, исполнение заповедей, желание совершенствоваться в добре – это лишь путь к причащению, необходимое условие, но ещё не самоцель. Целью, смыслом христианства является Сам Христос, причастность Ему со всеми уже умершими христианами, вкушающими плоды победы Христа над смертью…

^ Право, а не обязанность

С самого начала истории Церкви, когда у христиан ещё не было стройной системы богословия, общественного признания, великолепных храмов и красивых иконостасов, Таинство причащения и в те времена было тем же самым – ведь для того, чтобы оно совершалось, нужно, кроме собственно Хлеба и Вина, всего две вещи.

Во-первых, нужно, чтобы священник имел апостольское преемство, то есть чтобы исполнялся завет Христов, с которым Господь обратился к Своим ученикам: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Христос не вышел на площадь и не сказал – все, кто меня слышит, творите сие. Он сказал это только ученикам, и с самых первых дней в Церкви установился такой порядок, что, когда собиралась община христиан, апостол или его преемник, получивший от самого апостола благодать священства, совершали Литургию – богослужение, во время которого бывает причащение. Такое преемство сохраняется в православной Церкви до сих пор – каждый епископ поставляется уже существующими епископами, и так с самого начала, от апостольских времён и от самих апостолов Христа.

А во-вторых, должна быть община, которая и участвует в богослужении и причащении. Раньше это участие в ходе самого богослужения было более существенным (например, члены общины сами приносили хлеб и вино), а сейчас общину представляют в основном священник, клир и хор. Конечно, нужно надеяться на возрождение крепких приходов; но само Таинство всё равно нисколько не страдает, потому что его совершает Христос, а священник – только священно-служитель, он лишь со-служит Богу…

Но ни в коем случае Таинство причащения не может и не должно пониматься магически – как прививка ребёнку от болезней, как некий обязательный обряд или как муторная и тяжелая обязанность христианина. Возможность причащения Христу – это великий и бесценный дар, и если кто-то пока не готов принять его с благоговением, страхом и верой, то лучше не торопиться, а подождать и получше подготовиться.

^ Есть ли у благодарности границы

У Таинства причащения есть ещё несколько названий, отражающих различные его аспекты. И одно из таких названий, очень распространённое – это Евхаристия, то есть в переводе с греческого языка – Благодарение. Что же это означает? Просто христиане верят – всё, что есть в нашей жизни, человеку подарил Бог; всё наше на самом деле принадлежит только Ему.

Поэтому не какие-то материальные жертвы, а простая благодарность – это, быть может, и есть самое важное проявление любви человека к Богу. В человеческом общении любовь часто смешивается со многими вещами – с необходимостью в человеке, с нуждой в его поддержке, каких-то иногда даже материальных вещах – заботе, содержании. Конечно, и за это мы друг друга любим, но самым чистым образом любви всё равно является благодарение.

Благодарность – пожалуй, одно из самых бескорыстных и чистых человеческих чувств.

Во время богослужения молитву искренней благодарности Богу за весь сотворённый мир и заботу о нём от имени всей общины торжественно произносит священник в алтаре. И только после этого благодарения он просит, чтобы Хлеб и Вино стали Телом и Кровью Христа. Так в смирении исцеляется грехопадение человечества – через благодарность и любовь к Богу.

Можно возразить, что Бог самодостаточен и может обойтись и без нашей хвалы. Но благодарность Богу нужна самому человеку – ведь когда человек говорит Богу хотя бы спасибо, то это всегда далеко не просто слова или какое-то вынужденное проявление этикета – мол, Бог тебе что-то там сделал, а ты Его уж отблагодари, будь добр. Наоборот – ведь каждое такое слово к Богу, сказанное искренне, словно пронизывает собой всё наше существование, что-то меняет в самой сокровенной глубине души. Поэтому когда мы благодарим Бога, мы тем самым и для себя совершаем благодеяние, и на Небесах от этого бывает радость (см.

Лк.15:10 ), ведь Бог – наш Отец, и Он нас любит, это же естественно.

Особенность бескорыстной Божественной любви в том, что Бог прекрасно знает, что ничего хоть сколько бы равновеликого или сопоставимого с тем, что сделал для нас Он, мы никак не можем Ему дать. Как в Библии царь Давид говорит Богу – блага мои Тебе не нужны ( Пс.15:2 ). Бог просто хочет от нас, чтобы мы были самими собойкакими Он нас задумал.

И первый шаг на пути к тому, какими Бог хочет видеть нас, – это честность перед самим собой. Начало такой честности уже хотя бы в том, к примеру, что человек может признаться себе – пока ещё он ходит в храм не потому, что так уж сильно любит Бога, а потому, что ему от Бога что-то надо. Если сказать себе честно хотя бы это, многое в жизни уже может измениться.

^ Естественное чудо

Чаще всего на практике христианство понимается так: человек живёт повседневной жизнью, как все, а в какой-то день планирует посещение церкви. Перед этим он начинает напряжённо от чего-то воздерживаться, готовится, молится, потом приходит на исповедь, сбрасывает с себя груз мирской жизни, приобщается к высокому, выходит из храма… и процесс опять начинается заново. Но такая христианская жизнь будто бы делится на две части: жизнь храмовая и жизнь внехрамовая.

Жизнь храмовую обычно считают высшей, считают себя обязанными к ней готовиться, а жизнь профанная, мирская – она просто есть, от неё никуда не деться; как говорится, жизнь берёт своё.

Это совершенно неправильно. Святитель Феофан Затворник пишет, что норма жизни для христианина такова: каков ты во время Таинства, таков ты должен быть и в повседневной жизни…

Иногда стараются это делать дисциплинарным путём – невкушением каких-то продуктов, усиленным чтением молитвослова и прочее, но главным образом надо действовать по-другому, ведь суть другая – Христос даёт нам дар жизни, который мы должны нести в мир. К примеру, для того, чтобы участвовать в языческих культах, нужна была какая-то особая сакральная подготовка. А Христос всё словно бы ставит с ног на голову: никакой такой специальной подготовки не требует – только Хлеб и Вино, элементарные, естественнейшие вещи, ешь и пей.

Не нужно прыгать через костёр, не нужно совершать над собой какие-то экстраординарные разовые обряды. Нужно всего лишьпроголодаться, возжаждать Бога, а ведь это – одна из самых естественных вещей на свете…

^ Вырастить душу, как цветок

Если человек желает причаститься, то часто он просто не знает, с чего начать. На самом деле, всё просто: при подготовке к причащению первое и самое главное условие – это желание причаститься, жажда Бога, то есть невозможность жизни без Христа. Живое чувство, что в Таинстве мы соединяемся с Ним – и крайнее желание такого соединения.

Это не просто чувство, это постоянное состояние души, когда она ощущает себя недостаточной без Христа, и только с Ним и в Нём обретает и успокоение, и радость, и мир, и сам смысл своего существования. Если в душе ничего этого нет – или, что чаще бывает, есть, но в слабой, почти исчезающей мере – то первым и главным условием подготовки к причастию будет создание в себе, хоть в малой мере, этого состояния души, этого желания. Здесь как раз и полезно будет воздержание, молитва и множество других способов, из которых человек должен выбрать наиболее действенные для себя. Обязательно нужно расшевелить свою душу…

Второеэто испытание совести, примирение с Богом. Есть в нашей жизни вещи, которые просто несовместимы с Евхаристией, с нашим участием в этом Таинстве. Это, к примеру, блудная жизнь, жестокое или равнодушное отношение к людям и тому подобные грехи. Испытание совести заключается в том, чтобы мы в свете Евангелия не только покаялись в том, что сознаётся нами несовместимым с причащением Христу, но и решительно оставили это – или уж, во всяком случае, начали прилагать свои усилия, чтобы не вести двойную жизнь: не участвовать в главном Таинстве Церкви, живя при этом во грехе.

Именно для испытания совести и примирения с Богом перед причастием принято исповедоваться.

Наконец, третьеэто примирение с людьми. Нельзя приступать к Чаше, держа на кого-либо злобу. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но – как говорит Апостол – если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим 12:18).

То есть мы со своей стороны должны приложить все усилия для примирения; а ещё лучше не доводить дело до ситуации, в которой надо примиряться, а ровно и мирно вести себя со всеми.

Вообще, для того, чтобы определить возможность или невозможность причащения, у человека есть совесть. Какие-то тонкости ему подскажет священник, у которого он будет исповедоваться, а так всё определяется единственной вещью, на самом деле, – хочет ли человек быть со Христом, хочет ли жить так, как велит Христос? Если такое желание есть хоть в малой степени – то человек достоин, а если такого желания нет – тогда непонятно, зачем ему вообще нужно причащаться…

Конечно, не могут причащаться не-члены Церкви, то есть люди некрещёные. Крещение – это Таинство, позволяющее войти в Церковь, а входить в неё для того и нужно, чтобы получить возможность причащаться. Без причащения крещение – почти как билет на поезд, с которого человек сошёл где-то на полустанке.

Да, ещё можно догнать и сесть обратно на своё место – благо билет есть. Но лучше всё же поторопиться, пока поезд ещё в пути…

Есть в Церкви и дисциплинарные требования относительно подготовки к причащению: пост, посещение богослужений, чтение молитв (так называемого Правила ко Святому Причащению, его можно найти в любой церковной лавке) и определённых канонов. Но это лишь церковные правила, а вовсе не догматы Церкви, и они не абсолютны…

Поскольку все люди разные, то и дисциплинарная подготовка у всех должна быть своя. Здесь у каждого своя мера – одна для слепого старика, другая для маленького ребёнка (которому, к примеру, до семи лет и вовсе не нужно исповедоваться), и совсем другая – для здорового молодого человека. Это тоже подскажет священник на исповеди… Нужно смотреть на ситуацию в целом: если нам обязательно нужно перед причастием более сосредоточенно помолиться, наложить на себя какой-то пост – вот и облекаем эти потребности в правило: кто может – целиком всё соблюдает, кто может – больше, а кто не может – меньше, без всякого смущения. На первом месте стоит внутреннее созревание, взросление души; ради него и предпринимаются внешние усилия, а не для того, чтобы до буквы вычитать положенное.

Вообще все внешние формы в Церкви необходимо одушевлять и наполнять внутренним молитвенным смыслом, – а иначе Таинства и Церковь превратятся в мучительную и тяжелую формальность, и внешними правилами мы подменим живую жизнь с Богом.

^ Возвращение домой

Но что же происходит с человеком после того, как он причащается Христу? Нужно ли, можно ли ожидать каких-то заметных мгновенных последствий?

С каждым всё происходит по-своему, и, конечно, очень лично (даже интимно). Но обычно, если человек добросовестно готовится – то есть не только все молитвы вычитает, но и желает встречи со Христом, – конечно, Господь даёт ему почувствовать, что Встреча состоялась. И это словами уже не объяснить никак…

Но бывает, что человек и совершенно ничего не чувствует – может, именно потому, что он специально хотел что-то чувствовать. Господь как бы говорит: Ты хотел не только Меня, а ещё и каких-то религиозных переживаний? Не надо, это лишнее.

Так что не следует ожидать экстаза или какого-то вознесения духом, лучше больше думать о том, как не утратить тот дар, который уже вручен.

Но тогда что же, в сущности, происходит с человеком в сам момент причащения и после? Господь говорит в Евангелии: без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Что это значит? Землю копать, к примеру, или каким-то другим образом трудиться мы вполне можем, конечно.

Но вот исполнять заповеди Христа мы без Него Самого не можем. Сотворчество Бога и человека осуществляется через то, что мы принимаем в себя Христа, и вместе с Ним начинаем творить заповеди, жить ими. Совместно с Богом мы начинаем творить в себе смирение, любовь, милосердие, мы становимся живыми в полном смысле этого слова.

Причащение – это ещё и единственное подлинное воспитательное средство. Когда христианин чувствует, что Бог от него уходит, – для него это всё равно, что потерять самого близкого человека, всё равно, если из двух влюбленных один теряет другого. Это трагедия, и ничего другого в такой момент просто не существует – все мысли лишь о том, как возвратить ушедшую любовь. Так и тут: если общение с Богом пресекается – человек только и ищет, как вернуть Бога в своё сердце…

А на нашем уровне лучшее средство вернуться домой, к любящему Отцу – это, конечно же, для начала не просто порядочная или честная, но ещё и деятельная нравственная жизнь по Евангелию. И уже как итог – причащение Христу.

Самые простые и прекрасные вещи, на самом-то деле.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Фантазии и правда — Кода Да Винчи

Фантазии и правда Кода Да Винчи Анти-брауновский аргумент очень прост. Главный тезис Брауна: треугольник вершиной ...

Фанатизм (религиозный)

Фанатизм (религиозный) Фанати́зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле ...

Учитесь молиться — читать, скачать — Антоний, митрополит Су́рожский

Учитесь молиться Содержание Когда Бога нет Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу ...

Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах

Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах протоиерей Владимир Башкиров На первый взгляд ...

Учебник жизни

Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе — свящ. Артемий Владимиров Перед вами ...

Успех там, где человек предал себя Богу

Успех там, где человек предал себя Богу Слово успех известно давно, но в настоящее время ...

Умное делание

Умное делание Под у́мным де́ланием (греч. πρᾶξις νοερά) в православной аскетической литературе принято понимать внутренний ...

Узкий путь

Узкий путь От издателей Автор печатаемого нами очерка – православный финский писатель Тит Коллиандер, издавший ...

У стен Церкви — читать, скачать — Сергей Иосифович Фудель

У стен Церкви Предисловие В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, ...

Ты и я

Ты и я. Любовь и влюбленность. Христианский взгляд протоиерей Максим Первозванский Я всем сердцем люблю ...

Туринская плащаница

Туринская плащаница См. также в разделе Азбука паломника: Туринская Плащаница. Постановка вопроса Туринская плащаница представляет ...

Трудные места Всенощного бдения

Трудные места Всенощного бдения Диакон Михаил Асмус, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из ...

Рейтинг@Mail.ru