Крестное знамение

Крестное знамение

Кре́стное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов.

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: Тому неистовому маханию бесы радуются. Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд.

П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате О венце воина (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: Мы – ангелы, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня.

Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).

В Лавсаике рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида.

Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить? Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: Где крест, там ничего не может злоба сатаны.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам.

Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста (Димитрий Ростовский, святитель.

Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: Батюшка говорит мне: Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды.

Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: Ты возьми кувшин и налей воду в самовар. – Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: Возьми, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице.

А батюшка меня спрашивает: Ну, что, тяжелый кувшин? – Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий. – Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением! (См.: Шустин Василий, протоиерей.

Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь.

Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Творения, Труд 56 — читать, скачать — преподобный Ефрем Сирин

Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – Таинство священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и ...

Творение из ничего

Творение из ничего Творе́ние из ничего́ – учение о создании мира Богом из небытия. Учение ...

Там соберутся орлы

Там соберутся орлы… Пророчества о кончине этого мира волновали читателей Евангелия во все времена. Описание ...

Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей — читать, скачать — протоиерей Михаил Дронов

Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей Содержание К читателю Сегодня среди великого многообразия литературы ...

Тайны родословия Христова

Тайны родословия Христова протоиерей Олег Стеняев Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова ( Мф.1:1 ...

Тайна умаления — читать, скачать — архимандрит Виктор (Мамонтов)

Тайна умаления Начиная жизнь в Церкви, человек ожидает, что он будет становиться лучше и лучше, ...

Тайна Сия Велика Есть

Тайна Сия Велика Есть о. Артемий Владимиров Соединяющий тела Их разлучает вновь. Но будет жизнь ...

Тайна примирения — читать, скачать — протоиерей Алексий Уминский

Тайна примирения Содержание Слово прости Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна; ...

Тайна — Евангелия от Варнавы

Тайна Евангелия от Варнавы архимандрит Августин (Никитин) Необходимость улучшения отношений между христианами и мусульманами, живущими ...

Таинство Покаяния: богословские аспекты

Таинство Покаяния: богословские аспекты высокопреосвященный Евгений, архиепископ Верейский Покаяние: содержание понятия Слово покаяние происходит от ...

Таинство жизни — читать, скачать — архимандрит Виктор (Мамонтов)

Таинство жизни Содержание ВЛАСТНАЯ МУДРОСТЬ ДОБРОТЫ Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе ...

Таинство Елеосвящения: Богословские аспекты

Таинство Елеосвящения: Богословские аспекты выскопреосвященный Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский Определения и предварительные замечания Согласно ...

Рейтинг@Mail.ru