Казни египетские

Казни египетские

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ( Исх. 7-12 ).

Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы.

Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом.

Часть из них сохранились до наших дней.

Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного посредника между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением.

Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном.

Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился соперник. Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом.

Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле (Исход 9:16).

Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

  1. Превращение воды в кровь ( Исх. 7:20-21 )
  2. Нашествие жаб ( Исх. 8:6 )
  3. Нашествие мошек ( Исх. 8:17 )
  4. Наказание песьими мухами ( Исх. 8:24 )
  5. Мор скота ( Исх. 9:6 )
  6. Язвы и нарывы ( Исх. 9:10 )
  7. Гром, молнии и огненный град ( Исх. 9:23-24 )
  8. Нашествие саранчи ( Исх. 10:13-15 )
  9. Тьма ( Исх. 10:22 )
  10. Смерть первенцев ( Исх. 12:29 ).

Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

Псалом 77:41-51не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
Псалом 104:26-36 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.

Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.

Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета:
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, ожесточил сердце его ( Исх. 10:2 )? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения.

Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх. 7:13, 14, 23 – сердце фараона ожесточилось; Исх.8:15, 32; 9:35 ). Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие.

Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

Коментарий Новой Женевской Библии:
Ожесточу сердце фараона (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает сделаю твердым, чем жестоким. Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями.

Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле ( Исх. 8:19 ; Исх. 9:27 ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев.

В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

Сергей Худиев:
Ожесточение здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру.

Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах я ожесточу сердце фараона.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Каинова печать цивилизации

Каинова печать цивилизации Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились ...

Кадило, каждение

Кадило, каждение Кади́ло – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во ...

Каббалистическое учение

Каббалистическое учение Протоиерей Анатолий Тригер (из курса лекций по библеистике) После падения Иерусалима в 70 ...

Каббала: предание Божественное или человеческое?

Каббала: предание Божественное или человеческое? Содержание: Сокрытое (принадлежит) Господу Богу нашему, а открытое – нам ...

К тихому пристанищу

К тихому пристанищу игумен Борис (Долженко) Содержание Часть 1. Хочу в монастырь… Вступление Во все ...

К истории формирования седмичных памятей Октоиха

К истории формирования седмичных памятей Октоиха В книге своих воспоминаний В родном углу писатель и ...

К истории Великого Поста — читать, скачать — архимандрит Амвросий (Погодин)

К истории Великого Поста Содержание К истории Великого поста Общая история Великого поста прекрасно изложена ...

К дню памяти всех святых

К дню памяти всех святых Как и когда установилось почитание святых Уже на самой заре ...

К вопросу происхождения диаконата

К вопросу происхождения диаконата архимандрит Кирилл (Гундяев) Проблема происхождения церковной иерархии являлась, как известно, предметом ...

Иуда Искариот

Иуда Искариот Иу́да Искарио́тский – один из 12 апостолов, предатель Богочеловека Иисуса Христа. Не Предведение ...

Иуда и Евангелие Иисуса

Иуда и Евангелие Иисуса Оглавление ^ Предисловие 1) В пятницу 7 апреля 2006 года я ...

Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, посвященной вопросу об ИНН

Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, посвященной вопросу об ИНН По ...

Рейтинг@Mail.ru