Какого сорта плоды Древа Жизни?

Какого сорта плоды Древа Жизни?

митрополит Калужский и Боровский Климент

Многие века ученые умы настойчиво ищут способ достижения бессмертия. И в нашем, XXI веке, огромные усилия и деньги вкладываются в эти научные и околонаучные поиски. А в раю Адаму было даровано Богом Древо Жизни, плоды которого приносили столь вожделенное современному человечеству бессмертие.

Что же собой представляло то райское дерево?

Древо Жизни – это символический образ, используемый в Библии, чтобы передать нам, не имеющим опыта пребывания в раю, ту духовную реальность, с которой соприкасался первозданный человек, не знавший греха и смерти. Попробуем расшифровать этот библейский символ, используя самый верный ключ – святоотеческое наследие.

Человек – существо не самодостаточное, поскольку он был сотворен в определенный момент времени, до которого не существовал. Значит, автономного источника жизни человек в себе не имеет. Для продления существования ему необходимо питание, и высшим источником подкрепления его сил является Сам Творец. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, источником райского блаженства Адаму служил только один сладчайший плод – созерцание Бога, по достоинству названное Древом Жизни.

Так что под образом Древа Жизни, которое росло посреди рая ( Быт. 2, 9 ), святые отцы понимают приобщение человека жизни Божественной.

Причем не одно только Древо Жизни, но и все деревья в раю, плоды которых были даны Адаму в пищу, понимаются святыми отцами как различные способы (таинства) приобщения человека своему Создателю. Все они были насаждены Богом, чтобы питать человека – возобновлять его жизненные силы: не только телесные, но прежде всего духовные. Так что, давая заповедь Адаму вкушать плоды от всякого древа в саду ( Быт.

2, 16 ), Господь призывает его разными путями приобщаться Источнику жизни – Богу.

Раскрывая смысл этих слов, обращенных к Адаму, преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, что Господь учит человека использовать все творения только с одной целью – чтобы приближаться к Творцу, в Котором заключена истинная жизнь: Все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Только так ты будешь бессмертным. Дары Божии – это пища нетления. Питаясь от Древа Жизни, Адам приобщался нетления, и смерть не имела власти над ним.

Преподобный Никита Стифат в сочинении О рае прямо называет библейское Древо Жизни Богом.

В реалиях окружающего нас мира представление о наслаждении неразрывно соединено со страданием, но в раю еще не существовало этого искаженного грехом переживания. Богообщение всегда несет человеку то наполнение, которое полностью соответствует человеческому естеству и его предназначению, не влечет за собой никаких печальных последствий, а напротив, укрепляет человека, развивает его, делает бессмертным. Пища, которую имел первозданный человек в раю, – созерцание Бога – является единственным способом обретения бессмертия.

Как именно это происходило, нам неведомо. В Библии этот процесс описан символически, как вкушение плодов с Древа Жизни.

И в наши дни люди имеют возможность приобщения Богу – в Таинстве Евхаристии. Параллель между этим главным Таинством Церкви и библейским Древом Жизни встречается у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался плодами Древа Жизни, христиане, причащаясь Святых Даров – Тела и Крови Христовых, приобщаются вечной жизни.

По слову Спасителя: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин. 6, 54 ). Эти слова Христа говорят о том, что даже физическая смерть не в силах разлучить человека с Богом, если он соединился с Ним при жизни. Такой человек переходит из земного мира в вечность, сохраняя свое единение с Богом.

Итак, в Библии говорится вовсе не о магическом продлении жизни через вкушение плодов неведомого сорта. В учении святых отцов Древо Жизни предстает перед нами как образ блаженной причастности Богу, в котором находился первозданный человек. Он мог вечно оставаться в этом состоянии, но … Как говорят преподобные Иоанн Дамаскин и Никита Стифат, вкушать плоды Древа Жизни может только тот, кто достоин вечной жизни, то есть не подвластен греху. Продолжение благодатного состояния единения с Богом, как тогда, так и сегодня, зависит не только от его Источника – Бога, но и от устремления самого человека к единой жизни с Ним.

Люди приобретают право на Древо Жизни соблюдением полученных от Бога заповедей ( Откр. 22, 14 ).

Как изначально Бог даровал Себя в пищу нетления Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таинстве Причащения. Он никого не принуждает к общению с Собой. Каждому человеку дана свобода решать: служить ли греху и подлежать смерти или быть с Богом – Источником жизни и бессмертия.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Кратко об исламе

Кратко об исламе Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе ...

Краткая история чинопоследования обручения и венчания

Краткая история чинопоследования обручения и венчания священник Владимир Хулап Брак был установлен Богом в раю ...

Красота, согласно православному вероучению

Красота, согласно православному вероучению Содержание Перед вами – труд, необходимость в котором для современного православного ...

Космогонические гипотезы

Космогонические гипотезы Владимир Николаевич Ильин Космогонические теории и гипотезы находятся в теснейшей связи с общими ...

Коран: предполагаемое божественное происхождение

Коран: предполагаемое божественное происхождение Норман Л. Гайслер Ортодоксальный ислам и историческое христианство не могут быть ...

Коран – Священная Книга мусульман

Коран – Священная Книга мусульман Глава 1. Композиция и характер Корана Уважение мусульман к Корану ...

Конспект по нравственному богословию — читать, скачать — митрополит Филарет (Вознесенский)

Конспект по нравственному богословию Содержание 1. Нравственный закон Действия нравственные и безнравственные. Совесть, три ее ...

Конец света, царство Антихриста, Апокалипсис

Конец света, царство Антихриста, Апокалипсис беседа с диаконом Андреем Корр.: Отец Андрей, обычно конец света ...

Козни бесовские

Козни бесовские Ко́зни бесо́вские. Под кознями вообще понимаются тайные умыслы или деяния, связанные с коварством ...

Книга об антихристе — читать, скачать

Книга об антихристе Содержание Последний враг Церкви: венец зла Русское слово антихрист, как и латинское ...

Катехизация через богослужение

Катехизация через богослужение. Неиспользованные возможности – диакон Всеволод Чаплин Знают ли у нас богослужение? Вопрос ...

Катехизация и воцерковление

Последние записи | Катехизация и воцерковление Один мой знакомый серьёзно занимался горными лыжами и рассказывал, ...

Рейтинг@Mail.ru