К истории формирования седмичных памятей Октоиха

К истории формирования седмичных памятей Октоиха

В книге своих воспоминаний В родном углу писатель и историк Сергей Николаевич Дурылин, описывая глубокое благочестие своего отца, потомственного купца, приводит пример одного обычая, которому тот неукоснительно следовал всю жизнь: Каждый понедельник – день, посвященный ангелам, отец неопустительно ходил к обедне в Архангельский собор, особенно почитая Архангела Михаила… Это неопустительное хождение в Архангельский собор по понедельникам, нарушавшее обычное течение его трудов и дней, отец исполнял по обету, данному еще в молодых годах, и исполнял до старости. Никто не знал, когда и при каких условиях дан был отцом этот обет, но он никогда – разве болезнь приковывала его к постели – не нарушал исполнения этого обета и, сколько помню, никого никогда не брал с собою в эти понедельники в Архангельский собор 1) . Откуда идет эта традиция, как видим, глубоко укоренившаяся на Руси, посвящать дни недели памяти определенных святых или событий Священной Истории?

Истоки ее следует искать в Византии и связаны они с историей Октоиха – одной из наиболее употребительных книг в греческом богослужении.

Современная наука употребляет термин Октоих в основном в двух смыслах: первый – это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй – книга, используемая в современном православном богослужении 2) .

Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI–VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начиная с IX века. IX век – это переломное для истории византийской гимнографии время, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, заимствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, – появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена работа по созданию годового круга церковных песнопений.

Одним из главных достижений Константинопольской Студийской школы гимнографии является выработка системы седмичных памятей. Именно этот важнейший фактор повлиял на процесс оформления разнородных собраний песнопений восьми гласов в единую книгу. Благодаря этому исполнение определенных гимнов в честь святых было приурочено к определенным дням церковной седмицы.

Единый седмичный цикл, повторяющийся на протяжении каждой из восьми недель, стал вторым после осмогласия организующим принципом Октоиха как литургической книги.

Существует обширная литература по истории и теории осмогласия, но, кажется, не было достаточно исследовано происхождение и структура седмичных посвящений – этого важнейшего принципа циклизации церковных песнопений. В одной статье не представляется возможным охватить все существующие источники по данной теме – они разнообразны и далеко не всегда доступны для исследователя. Сосредоточимся лишь на самых важных из них, позволяющих наметить основные этапы образования круга седмичных памятей.

Самый поверхностный анализ современного богослужебного Октоиха показывает, что в нем последовательно реализуется не один, а два цикла посвящений:

Попробуем установить, который из этих двух циклов памятей хронологически более ранний. Чисто логически можно предположить, что более ранним является тот цикл, который организует древнейшие по своему происхождению песнопения Октоиха. Что же представлял собой Октоих в первые века своего существования и какой объем песнопений он первоначально содержал?

На эти вопросы нам поможет ответить материал древнерусских (а также южнославянских) рукописей, являющихся бесценными и до сих пор не изученными источниками по истории литургики. Мы имеем в вицу три рода памятников XI–XV веков: древнерусские Студийские уставы Алексеевской редакции, так называемые изборные Октоихи (сборники стихир и других мелких песнопений восьми гласов) и древнерусские Параклитики – сборники утренних канонов Октоиха.

Древнейшие редакции Студийского устава, представленные рукописями К-5349 собрания Государственной Третьяковской галереи конца XI – начала XII века (Типографский устав) и № 330 Синодального собрания Государственного Исторического Музея XII века свидетельствуют о том, что объем песнопений Октоиха в средневековый период значительно отличался от современного. Указанные рукописи называют лишь три жанра песнопений Осмогласника будничного цикла: стихиры на стиховне, седальны, один канон на утрене.

На литургии рекшы в понедельник начинаеться пост святых апостол… на стиховне поються стихира в октаице… На заутрьни в понедельник поеться по пении псалтыре канон в октаице… седален в октаице… оттого бо (дня. – О. К.) начинаеться петь октаичьная стихира яве яко троичьная и седальны и канон.

(Типографский устав, л. 19 об. – 20)

Слово в слово повторяет это место и рукопись Синодального собрания № 330 (л. 65 об. – 66).

Тексты стихир на стиховне и седальнов отыскиваются в славянских изборных Октоихах 3) , где они составляют наиболее устойчивое ядро песнопений, повторяющихся практически во всех рукописях данного типа, за исключением дефектных. Эти тексты представляют собой наиболее древнюю часть певческого репертуара Октоиха, ведущую свое происхождение из Палестины. В их основе лежат самогласные песнопения анонимных авторов, использовавшиеся в богослужении в иерусалимских монастырях VII–VIII веков 4) . Древние самогласные стихиры на стиховне носили покаянный характер, воспевали мучеников, апостолов, крестные страдания Христа:

Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити Тебе, но враг льстит мя, и борет душу мою: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя (Глас 4, стихира покаянная в неделю вечера); Прехвальнии мученицы, вас ни земля потаила есть, но небо прият вы, и отверзошася вам райския двери, и внутрь бывше, древа животнаго наслаждаетеся, Христови молитеся, даровати душам нашим и велию милость (Глас 1, стихира мученична в среду вечера); Возвеличил еси Спасе, во вселенней верховных апостол имена: навыкоша бо небесным, и неизреченна даша земным исцеления: и сени их едины недуги уврачеваху, иже от рыбарей чудотворяще, и иже от иудей богословяще благодати учения: ихже ради Милосерде, даждь нам велию милость (Глас 2, стихира апостольская в среду вечера); Дал еси знамение боящымся Тебе Господи, крест Твой честный, имже посрамил еси начала тьмы и власти, и возвел еси нас на первое блаженство. Темже Твое человеколюбное смотрение славим, Иисусе всесильне, Спасе душ наших (Глас 4, стихира крестная в среду и пятницу утра); Со духи праведных скончавшихся душы раб Твоих Спасе упокой, сохраняя их во блженней жизни, яже у Тебе Человеколюбче (Глас 4, стихира мертвена в пятницу вечера).

Будничные седальны Октоиха по происхождению и певческому жанру – древнейшие и известнейшие тропари в честь святых, мучеников, Креста. Приведем несколько примеров:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас (Глас 6, седален покаянный в понедельник утра); Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость (Глас 4, седален апостольский в четверг утра); Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство (Глас 1, седален крестный в среду утра); Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси душы наша (Глас 4, седален мученичен в субботу утра); Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой Господи, душы раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего (Глас 8, седален мертвен в субботу утра).

Уже в первых, наиболее кратких записях Студийского устава – в так называемом Начертании Феодора Студита (конец IX века) – упоминаются умилительные, апостольские и мученические стихиры 5) . Циклы будничных песнопений Осмогласника,

называвшихся κατανυκτικα, σταυρωσιμα, αποστολικα, μαρτυρικα, входили в состав древнейших греческих стихирарей – сборников стихир Октоиха и Триоди 6) . В славянских изборных Октоихах эти песнопения образуют единое целое с воскресными стихирами и не отделяются от них особым заголовком, что подтверждает общность их происхождения. Точно так же и седальны будничных дней имеют заглавие Седальны воскресные и открываются воскресным отпустительным тропарем 7) . Внутри гласовых групп они следуют в порядке исполнения их в седмичные дни. Схема посвящений у стихир и седальнов следующая:

О admin

x

Check Also

Кратко об исламе

Кратко об исламе Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе ...

Краткая история чинопоследования обручения и венчания

Краткая история чинопоследования обручения и венчания священник Владимир Хулап Брак был установлен Богом в раю ...

Красота, согласно православному вероучению

Красота, согласно православному вероучению Содержание Перед вами – труд, необходимость в котором для современного православного ...

Космогонические гипотезы

Космогонические гипотезы Владимир Николаевич Ильин Космогонические теории и гипотезы находятся в теснейшей связи с общими ...

Коран: предполагаемое божественное происхождение

Коран: предполагаемое божественное происхождение Норман Л. Гайслер Ортодоксальный ислам и историческое христианство не могут быть ...

Коран – Священная Книга мусульман

Коран – Священная Книга мусульман Глава 1. Композиция и характер Корана Уважение мусульман к Корану ...

Конспект по нравственному богословию — читать, скачать — митрополит Филарет (Вознесенский)

Конспект по нравственному богословию Содержание 1. Нравственный закон Действия нравственные и безнравственные. Совесть, три ее ...

Конец света, царство Антихриста, Апокалипсис

Конец света, царство Антихриста, Апокалипсис беседа с диаконом Андреем Корр.: Отец Андрей, обычно конец света ...

Козни бесовские

Козни бесовские Ко́зни бесо́вские. Под кознями вообще понимаются тайные умыслы или деяния, связанные с коварством ...

Книга об антихристе — читать, скачать

Книга об антихристе Содержание Последний враг Церкви: венец зла Русское слово антихрист, как и латинское ...

Катехизация через богослужение

Катехизация через богослужение. Неиспользованные возможности – диакон Всеволод Чаплин Знают ли у нас богослужение? Вопрос ...

Катехизация и воцерковление

Последние записи | Катехизация и воцерковление Один мой знакомый серьёзно занимался горными лыжами и рассказывал, ...

Рейтинг@Mail.ru