Эксапостиларии Великих Богородичных праздников

Эксапостиларии Великих Богородичных праздников

Минует август. Вместе с ним постепенно минуют дни прошедшей страды, сбора урожая, его уборки. На сжатых и скошенных полях постепенно воцаряется покой, а у человека тишина наступает тогда, когда приходит время церковного новолетия — тихое, но торжественное, и Церковь вступает в чреду радостных дней.

Здесь приближается и церковное празднование Рождества Пресвятой Богородицы.

Тихий, внутри как бы молчащий праздник проходит в свечении золотой листвы, которую так часто любят возводить на церковное паникадило, и это парение золота составляет основное украшение праздника. Праздник светел, тих, и радость церковная тоже тиха и умеренна.

От неплодныя днесь Анны цвет произыде Богородица, вся благовония божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных превысшую.

Многое может быть сказано о дне Рождения Пречистой, но тихая сосредоточенность и созерцание входящей в мир церковной истории и церковной службы сохраняется душою. Рождение Марии сразу наполняет Церковь богатством и радостью, возможностью ожидания неизглаголанного мира и чудес, связанных с пришествием в мир Христа Спасителя. Церковь приемлет это руководство, и хотя молоды ее стопы, кротки начальные шаги, но в них — твердость и уверенность.

В развитии духовной, внутренней жизни, в укреплении шагов теперь пройдет жизнь Церкви, и ей, великой, остается только укрепляться и повторять тихие глаголы: От неплодныя днесь Анны цвет произыде Богородица, вся благовония божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных превысшую.

Знаменательно, что именно в эти святые дни Церковь начинает и счисление своего года. Его мирный, торжественный ход и как будто само существование Святой Церкви начинается светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы часто приходится на время оттепели, и даже народная примета говорит: Введенье ломает леденье. Но внутри храма, несмотря на пасмурную погоду, все равно радостно, и большой образ на своде придела светится упованием, даже — неземным счастьем. Входит по ступеням в храм Пречистая, — и свет духовный, здесь зримый, разливается кругом.

Служба торжественна, и на душу ложатся слова венчающего службу эксапостилария:Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, Марию Богоотроковицу, верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых, воспитатися Господу.

Но в этот праздник не светильну дано просвещать службу. С самого начала канона и до его окончания звучат слова ирмосов праздника Рождества Христова: Христос раждается, славите. Этой великой песни дано обвеселить всю службу Божию и пронести радость через весь канон. Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите!

— Встречайте Господа, идущего с горних на землю!

Велика радость и благодарность сердца, велико утешение, воспеваемое на каждой песни канона, и человек не может остановиться душою, он шествует вместе с торжественными праздничными тропарями и не находит себе отдохновения от радости. Светлое утешение от слов ирмосов, беспрестанно возносящихся к небу среди радостной службы, озаряет весь канон.

Эксапостиларий поется как некое утверждение великого совершившегося дела — входа Пречистой в храм Божий, как тихое, незримое введение и нас в тайну совершившегося вхождения. От этого вечера и надолго Церковь будет содержать в праздничном пении души молящихся, ведя их к таинству Рождества Христова, озаряя и сопровождая этот праздник во все дни — довольно длительные — до его отдания. Стамна и жезл, и скрижаль теперь вводится в жизнь верующих и будет сопровождать их в их шествии к Богу, обогащать его Своим присутствием.

Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, Марию Богоотроковицу, верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых, воспитатися Господу.

Наступает радостная весна с ее многоголосными, многогранными движениями. Ликование в небе, на земле и в людях, — и великий праздник оживляет землю. Радостно все: радостен мир, земля и небо, несказанны глаголы великого события явления святого Архистратига Деве Марии.

Сияет мир необычным, всюду проникающим сиянием, и в светлом небесном сиянии проходит радостный день Благовещения Пресвятой Богородицы. Светло все, светло окружение Пречистой, блистает и примолк мир, узнавший о чуде. В этот день, — говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Пимен, — такое свечение неба и вселенной, что только можно молчать, переживая зримое.

В эти дни и на земле изображается чудо: воскресает тварь. И вот на тихой дорожке кладбища появляются голубые мотыльки — пролетели, исчезли вдали, исполнив сердце человека неожиданной и тихой радостью.

Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве благовестити странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род: людие, благовестите обновление мира.

Так совершается великое чудо — и Гавриил благодать благовествует, и собирается незаметное радование вокруг существа Пресвятой Девы — и длится, нарастает, ширится, становится невместимым. Зане Бог, яко человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род.

Праздник продолжается один день: так он велик, настолько объемлет чудо, — и, возвеселив людей церковных и весь мир, заключается великим торжеством и молчанием. Эксапостиларий не громок, велик в том, о чем умалчивает. Людям церковным он необходим, так как наполняет душу неизглаголанным и научает хранить в молчании пришедшую тайну, совершившееся чудо.

Согретые церковной молитвой и чудом раскрывающегося в эти дни мира, верные обретают свой мир, шествуя по законам возникающих вместе с Благовещением праздников, получают утешение неизреченного покоя, тишины, и вместе с тем — радости, обладающей теперь всей их жизнью.

Подходит август, а с ним — дни Успенского поста, наступает и самый праздник Успения Божией Матери.

Мирно в природе. Зреют плоды на деревьях и полях, мир объемлет землю, и верующие в храмах приносят глубокое поклонение Богоматери — в стихирах праздника и во всем строе службы.

Велик праздник, близок душе верующего человека, а потому при пении стихир нельзя молиться без слез, в которых — и благодарность, и скорбь о Ее исходе. Великая молитва совершается на утрени — и будет продолжаться с пением канона. Люди рады подойти к изнесенному Гробу Пречистой и приобщиться благодати, а служба тем временем идет высокая и одушевленная.

И се — девятая песнь канона и пение эксапостилария: Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое; и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.

Утешительно пение этого светильна, оно проникает в душу, касаясь ее тончайших, сокровенных струн. Глас Богоматери, Ее обращение к ученикам подобны смиренному слову всякого смертного: Погребите тело Мое.

Отрадно спускаться в этот светлый Гроб на Гефсиманской горе, погружаясь вглубь земли на очень большое число ступеней. И все — свет: весь спуск до самого Гроба Пречистой озарен яркими свечами.

В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, — было желание Пречистой, а Господь соделал жилищем Ее Царство Небесное, у подножия Сына Ее, откуда зрит Она человеческие скорби и живым словом, живым образом отвечает на них. Но и ныне радостен Ее Гроб, светло сияет он, и глубина светлой пещеры, и яркие огни у этого Гроба, — все составляет радость молящегося.

Прибегнем к Божией Матери, к живоносному Ее телу, к милости, которую содержит воспоминание о Ее присутствии, и радостным чувством сердца пребудем около Ее Гроба. Будем помнить Ее молитву в светильне о гробе, созерцая Ее владычество на небесах и величие Ее духовной помощи, не оставляющей род человеческий.

Опубликовано в альманахе Альфа и Омега, № 37, 2003

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Что такое раздражительность?

Что такое раздражительность? протоиерей Игорь Прекуп Иногда на исповеди человек кается в том, что понервничал. ...

Что такое православная психология и психотерапия

Что такое православная психология и психотерапия Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные ...

Что такое православная духовность?

Что такое православная духовность? На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого ...

Что такое православие?

Что такое православие? По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II XX век ...

Что такое послушание?

Что такое послушание? …Лучше быть виновным перед начальником, чем пред Богом… Оглавление Что такое послушание? ...

Что такое любовь?

Что такое любовь? Батюшка, благословите! Прошу Вас, ответьте на очень мучающий меня вопрос: как соотносятся ...

Что такое воля Божия?

Что такое воля Божия? священник Михаил Шполянский Нужно сказать однозначно: воля Божия — это единственный ...

Что такое Библия?

Что такое Библия? Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку ...

Что значит причаститься недостойно?

Что значит причаститься недостойно? Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, ...

Что значит любить Бога?

Что значит любить Бога? иеромонах Георгий Соколов В Новом Завете Богом для людей дана всего ...

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Чтецу Богослужебной книги Апостол Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с ...

Читаем Ветхий Завет

Читаем Ветхий Завет Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург ^ Ветхий Завет – бесценный ...

Рейтинг@Mail.ru