Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Н.Н. Павлюченков (ПСТГУ)

Имя священника Павла Флоренского имеет неоднозначный характер в истории богословия Русской Церкви. Существуют различные, иногда прямо противоположные оценки его религиозно-философского наследия. Мне представляется, что для наиболее объективного отношения к о. Павлу нужно помнить ту изначальную задачу, которую он сам себе ставил и в реализации которой видел смысл своих исследований.

Он неоднократно утверждал, что не хочет строить какой-либо законченной собственной философско-богословской системы [1] , что не имеет какой-либо окончательной мысли и своей задачей считает не навязывать свои суждения, а пробуждать мысль [2] . Большой вопрос, всегда ли о. Павлу удавалось придерживаться этих заданных самому себе пределов. Но это все же не снижает интереса к его работам, поскольку он поднимает в них такие вопросы, многие из которых по сей день не решаются или считаются излишними для рассмотрения в богословии или, тем более, в миссионерском служении.

Флоренский с детства имел особый опыт приобщения к реальности иного мира. Из той безразличной по отношению к религии обстановке, в которой он рос и воспитывался [3] , с таким мистическим ощущением ему была прямая дорога в теософию или оккультизм, которые были чрезвычайно популярны в образованной России в начале ХХ в. Но Флоренский сознательно пришел в Православную Церковь, несмотря на то, что, по его же наблюдению, в то время церковное учение образованными людьми воспринималось настолько скучным и примитивным, что с ним даже не считали нужным полемизировать [4] . Флоренскому, при всех его увлечениях оккультной тематикой, открылась ограниченность оккультизма как такового; он определил оккультно-теософское мировоззрение как утонченный позитивизм и смог это сделать так, что его читатели и слушатели, увлеченные тайнами невидимого мира, обращали свое внимание на Православную Церковь. В самом начале 1920-х гг. о. Павел предвидел грядущее вторжение оккультизма в повседневную жизнь и фактически говорил о том, что на протяжении долгого времени церковная апологетика обходила своим вниманием эту проблему.

Здесь недостаточно было просто обличать и осуждать, а надо было свидетельствовать, что православие тоже имеет свое учение о невидимом мире, которое, в отличие от оккультного, содержит подлинную духовную глубину.

В том же контексте о. Павел разрабатывал и тему человека как микрокосма. И здесь так же, как и в случае с оккультизмом, мы не обязаны соглашаться со всеми утверждениями Флоренского и принимать их как выверенные с точки зрения святоотеческого богословия. Здесь важен прежде всего сам факт свидетельства о. Павла о космичности христианства, о том, что христианству есть что сказать по поводу также ставшей популярной в начале ХХ в. философии космизма.

О. Павел указал на наличие учения об обожении Космоса через человека у прп. Максима Исповедника в маленьком примечании к Столпу и утверждению Истины [5] , но не стал излагать его подробно, а предложил (также не вдаваясь в детали) свое понимание человеческого тела как подвижной границы между человеком и всем остальным Космосом. Именно через тело, согласно Столпу…, Божественная благодать должна изливаться из человека в мир [6] . Более подробно эти представления поясняются Флоренским в цикле лекций Из истории философской терминологии, подготовленном в сентябре 1917 г. Здесь говорится о том, что до грехопадения телом первозданного человека был весь мир. Первозданный Адам не был бы царем мира. если бы мир не входил в состав его тела.

Царствуя над миром, Адам одновременно царствовал и над самим собой, по силе жизненной мощи своего духа. В падении эта жизнетворческая сила ослабляется [7] , нарушается единство с миром и появляется граница между человеком и Космосом, ощущаемая нами теперь как собственно наше тело. Но и в состоянии падения, говорит о. Павел, в уничижении и в распаде Человек, хотя и теснимый взбунтовавшимися против своего царя стихиями собственного тела, продолжает держать в ослабевших руках скипетр своей власти и править еле сдерживаемым уже миром [8] .

Очень важной является мысль о. Павла, согласно которой вне христианства или, точнее, вне христианского учения о значении человеческого тела, не может быть никаких глубоких познаний тайн природы. Наше тело, — пишет он, — не что-то между прочим… а нечто первостепенное и исключительно важное… Тело наше бесконечно глубже, чем считали его материализм и позитивизм — с одной стороны, и отвлеченный спиритуализм — с другой. Физиология, в основах своих, есть непременно мистическая. В теле своем мы воспринимаем весь Космос. Весь мир мистически переживается нами в теле нашем [9] .

Но вместе с тем учение Флоренского о человеке как микрокосме имеет один существенный нюанс. Обычно, называя человека малым миром, микрокосмом, имеют в виду, что Природа — это большой мир, макрокосм. О. Павел настаивает на обратимости этих понятий, утверждая, что и человек может быть назван макрокосмом, а природа — микрокосмом.

Человек так же бесконечен, как и мир, и, признавая отсутствие каких-либо качественных различий между человеком и Космосом, о. Павел готов оспорить и, если можно так сказать, количественные различия. В Человеке, — говорит он, — нет ничего такого, что в увеличенных, — скажем временно, размерах. не нашлось бы у Среды [10] . Таким образом за всем Космосом здесь признается то же право на Образ и Подобие Творца, которое имеет Человек.

И все же, несмотря на спорные утверждения, хотелось бы подчеркнуть высокое значение подобных работ о. Павла. Он был в ХХ в. первым, кто на высоком философском и богословском уровнях пытался свидетельствовать о подлинной космичности христианства, раскрывать с христианской точки зрения необозримую глубину человеческого существа. В первые десятилетия ХХ в. он отчетливо сознавал, что подлинная космичность христианства широко не известна и это не способствует привлечению к Церкви философов и ученых, обращающих пристальное внимание на проблему соотношения Космоса и Человека.

Он начал работу в этом направлении, которую в процессе критики софиологии завершили о. Георгий Флоровский, В. Лосский и о. Иоанн Мейендорф.

Но у работ о. Павла Флоренского еще остается высокий потенциал для пробуждения мысли, как для дальнейшего развития богословия, так и для осознания сетей лжи, в которые уловляются все обманутые мнимой эзотерической глубиной теософии и оккультизма.

Примечания

[2] Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия // Богословские труды: Сб. 17.

М., 1977. С. 101.

[3] См.: Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней… М., 1992.

С. 25, 116—117 и др.

[4] Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001. С. 452.

[5] Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1(2). М., 1990.

С. 733.

[6] Там же. Т. 1(1). С. 271-272.

[7] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999.

С. 436-437.

[9] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). С. 438.

О admin

x

Check Also

Кто Она для нас?

Кто Она для нас? ^ Вступление В этой книге представлен цикл бесед, посвященных некоторым темам ...

Кто не работает, тот не ест

Кто не работает, тот не ест Плакаты с грозным предупреждением: кто не работает, тот не ...

Кто видел Бога?

Кто видел Бога? Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ) Бога ...

И кто принудит тебя идти с нимодно поприще, иди с ним два, Нагорная проповедь

Нагорная проповедь Для того, чтобы понять эти слова, нужно знать, что такое поприще. Поприще – ...

И кто захочет

Нагорная проповедь И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему ...

Духовный отец — кто это?

Духовный отец — кто это? Интервью с протоиерем Владиславом Свешниковым, настоятелем московского храма Трех Святителей ...

Этюд о толерантности

Этюд о толерантности архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности, ...

Эсхатология очищения как синкретическая модель либерального богословия в XX веке

Эсхатология очищения как синкретическая модель либерального богословия в XX веке диакон Илья Маслов В данной ...

Что такое пост и как правильно поститься

Что такое пост и как правильно поститься Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни ...

Что такое конец света и когда он наступит?

Что такое конец света и когда он наступит? Письмо читателя комментируют эксперты Уважаемая редакция журнала ...

Что такое беснование и как его опознать?

Что такое беснование и как его опознать? архим. Сильвестр (Стойчев) Бесы направляют свои силы на ...

Что нужно знать о таинстве Соборования

Что нужно знать о таинстве Соборования Содержание ^ О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о ...

Рейтинг@Mail.ru